06.02.2014
Обычно человек не знает, что именно в нём нравится окружающим людям, а какие черты вызывают чувство раздражения. Это определённым образом замедляет развитие и карьерный рост менеджера внутри компании. Поэтому во всём мире HR-специалисты и управленцы используют один из наиболее интересных вариантов оценки персонала под названием "360 градусов".
Цель метода
Метод заключается в опросе нескольких лиц, которые должны оценить работника со всех сторон, на 360 градусов. В числе оценивающих могут быть: сам сотрудник, его непосредственный руководитель, коллеги и подчинённые.
Цель данного HR-инструмента в сравнении личной субъективной оценки с мнением других людей в коллективе. Это позволяет получить справедливые данные о сильных и слабых сторонах человека и в случае необходимости заняться устранением изъянов. Например, стать более терпимым и деликатным в общении.
Рекомендации по составлению
Перед заполнением анкеты персонал должен быть уверен в 100% анонимности своих ответов. В противном случае их оценка будет неискренней. Многие испугаются писать не очень лестные отзывы. Организаторам опроса стоит напомнить, что если отвечающие не могут судить о поведении анализируемого человека в приведённых ситуациях, лучше выбрать ответ: «Не имею сведений» и ничего не придумывать.
На работу с опросом должно уйти не более 45 минут. Слишком длинный перечень вопросов станет причиной снижения достоверности данных. Люди просто устанут и начнут писать сугубо формальные ответы.
В состав анкеты рекомендуется включить:
Пример: "Никогда и никак не критикует решения руководства".
Используя их, лучше избегать терминов и крайностей, не применять двусмысленные фразы. Информация должна быть преподнесена чётко и понятно;
Не рекомендуется включать в анкету пятибалльную систему, известную ещё со школьных лет. Больше подойдёт описательная шкала оценки;
Пример: "Умеет избегать личных антипатий и симпатий".
Если на все подобные вопросы оценивающий указывает "крайний" ответ, это говорит о его неискренности;
Они представляют собой 2 или 3 вопроса, разные по формулировке, но схожие по значению. Как и шкала искренности, позволяют оценить объективность приведённой оценки;
Такие вопросы тоже необходимы, ведь многие из формальности могут поставить всюду средний балл. А если перед началом заполнения всех предупредить о том, что в анкете есть и вопросы с подзаковыркой, люди будут вчитываться в текст. Это увеличивает вероятность более корректных ответов.
Результаты анкетирования по методу "360 градусов" продемонстрируют клиентоориентированность, стрессоустойчивость, мотивацию, понимание сущности бизнес-среды и другие важные качества и навыки оцениваемого специалиста.